Долгое время в мире считалось, что из 400 видов дубов для виноделия подходят только 3 – европейские скальный и черешчатный, а также американский белый дуб. Таким образом, «настоящий» коньяк можно получить лишь только в бочках из Европы и Америки. Веками французы утверждали, что для производства настоящего коньяка подходит лишь дуб, растущий в Лимузене или Гаскони, поэтому многие страны приобретали бочкотару там, Россия здесь не исключение. Сейчас ситуация изменилась, международные эксперты в области виноделия добавили к трем «коньячным» дубам – дуб кавказский, произрастающий на Северном Кавказе.
Исследования, проведенные Всероссийским научно-исследовательским институтом пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности (ВНИИ ПБ и ВП) совместно с Союзом виноделия Бордо, показали, что на юге России произрастают массивы дуба, качество древесины которого не уступает, а по некоторым показателям и превосходит, отборную древесину из известных европейских регионов.
В течение 8 месяцев в бочках из российского дуба выдерживались белые вина, после чего 48,5% участников дегустационной комиссии выбрали французский дуб, 47,8% – российский. Эксперты признали практически идентичные свойства французской и российской древесины.
Французы не могли пропустить это открытие и оперативно, при поддержке Майкоповского лесокомбината и Комитета по лесному хозяйству Республики Адыгея, создали предприятие «Адыгея-Моро» по производству винных бочек из кавказского дуба по французской технологии. Большую часть инвестиций в предприятие вложил господин Бернар Кордье, руководитель крупнейшей компании по производству бочкотары «Сеген-Моро». «Фактически это означает косвенное признание французами высокого качества российских коньяков», – прокомментировали ситуацию на Ставропольском винно-коньячном заводе Interfax-Russia.ru.
Сейчас «Адыгея-Моро» является единственным российским предприятием, изготовляющим бочкотару соответствующую мировым стандартам. Богатое произрастание кавказского дуба, дает хорошую сырьевую базу, но в России существует другая проблема – недостаточное количество бондарей и отсутствие школы бондарского искусства. В связи с этим, предприятие может производить только заготовки в виде клепки, которые отправляются для последующей сборки во Францию, где есть полигон, на котором в естественных условиях созревают доски для будущих бочек.
Признание французскими экспертами качеств российской древесины, подходящей для виноделия, а использование многими российскими предприятиями иностранных бочек доказывает то, что в России пока отсутствует собственная технология обработки ценнейшего материала – кавказского дуба. Специалисты считают, что если государство не будет заниматься развитием бондарской школы, то сложно будет удерживать высокий уровень российской коньячного производства, большинству предприятий отрасли не под силу покупать качественную тару заграницей.