Вырубать леса Амазонки стали меньше, но на окончательное прекращение вырубок потребуется 10 лет и $6,5 млрд минимум. $1 млрд, который ранее выделила на эти цели Норвегия, явно не хватит. К такому выводу пришла группа ученых после завершения исследований джунглей.
Экологи и экономисты из Бразилии, Испании и США отмечают, что ситуация в последние годы улучшилась, но радоваться рано. Вырубки лишь сократились, а не сошли на нет, утверждают они в статье в журнале Science, в которой анализируется текущее состояние амазонских лесов и рассматриваются дальнейшие варианты развития событий.
Не совсем легкие
Тропические влажные леса в бассейне реки Амазонки часто называют легкими планеты. Бытует миф, будто именно амазонские джунгли производят основную часть кислорода на Земле. На самом деле это неверно: кислород прежде всего вырабатывается фитопланктоном в океанах, а ценность джунглей – несколько в другом.
Леса Амазонки служат домом для миллионов видов живых существ. Только млекопитающих там проживает свыше 400 видов, каждый пятый вид птиц на планете – из амазонских джунглей. Около 100 тыс. видов беспозвоночных только на территории Бразилии, 40 тыс. видов различных растений, 2,5 млн насекомых – именно это буйство жизни сделало регион предметом особого внимания со стороны экологов.
Экология как раздел биологической науки занимается вопросами взаимоотношения между разными видами и поведением экосистемы в целом. При этом объект их исследования необязательно должен быть подвержен воздействию человека. Классические экологи, например, изучают процесс зарастания озер или медленную смену лиственного леса хвойным.
Но найти такие экосистемы, на которые деятельность людей не повлияла, практически невозможно. И в XX столетии в один ряд с проблемами об устройстве экосистем встал и вопрос о том, как предотвратить те нежелательные изменения, которые возникают в результате активности человека. В результате Амазония привлекла как экологов в классическом понимании слова, так и специалистов по охране окружающей среды – последним работы хватало.
Джунгли Амазонки под угрозой. Однако ученые отдали должное правительству Бразилии - спасение этого уголка планеты стало реальным, хотя и довольно дорогим делом.
Человек и лес
Основная проблема, которую освещают исследователи на страницах Science, –вырубка лесов как ради древесины, так и ради пастбищ. Долгое время на джунгли шло практически бесконтрольное наступление, сдерживаемое только техническими ограничениями. Позже, когда вырубку стали ограничивать, правительство Бразилии разработало план, согласно которому на месте вырубок создавались фермы, а деньги, вырученные с продажи древесины, шли на развитие сельского хозяйства.
Предполагалось, что эти меры позволят обустроить самые отсталые провинции, избавиться от дальнейшей вырубки лесов и повысить уровень жизни местных жителей. Увы, этот план оказался далеко не столь успешным, как ожидалось.
Запретить рубить лес нельзя, так как другого источника дохода у местных жителей нет. Следовательно, вместе с экологами должны работать и экономисты, которые найдут и способ сделать вырубку невыгодной, и альтернативный способ заработка для местного населения. Как пояснял осенью 2009 года в интервью «Газете» губернатор крупнейшего бразильского штата Амазонас Эдуардо Брага, сейчас за сохранение лесов граждане получают примерно $300–400 в год: сумма небольшая по российским меркам, но весьма приличная для провинции, где годовой доход в $1000 встречается повсеместно.
Перестройка
Ученые отмечают, что бразильское правительство сумело существенно сократить число браконьерских групп, занимающих незаконной рубкой леса, и в целом природоохранную политику этой страны смело можно назвать одной из наиболее прогрессивных в мире. Но предпринимаемых мер мало: Бразилии на выплату всех субсидий и вынос сельскохозяйственной активности за пределы уникального региона попросту не хватит денег. Ведь нельзя просто запретить покупку сои, выращенной на расчищенной от леса территории (а в июле 2006 года именно это и было сделано) и обязать держать минимум 80% своих владений в нетронутом виде (о таком уже действующем законе пишут ученые) – надо еще и найти другое занятие фермерам!
Хотя оценить все затраты на спасение лесов Бразилии довольно сложно, самый оптимистичный прогноз дает цифру в $6,5 млрд ($1 на каждого жителя Земли), а самая пессимистичная оценка составляет $18 млрд. От $3,6 млрд до $7,2 млрд уйдет только на выплату пособий фермерам, а есть еще затраты на борьбу с браконьерами, изучение региона, создание новых рабочих мест – кто оплатит эти расходы?
78%
Отчасти щедрость норвежцев объясняется налогом, которым правительство этой страны обложило нефтедобывающие компании: если бурение скважин закончилось успехом, то налог достигает 78%.
Предполагаемые расходы можно покрыть за счет денег ООН и отчислений, которые делают промышленно развитые страны для борьбы с парниковым эффектом (несмотря на то что джунгли – не самый главный поглотитель углекислого газа, все-таки Бразилия поглощает его больше, чем производит). А еще $1 млрд ранее решила выделить Норвегия: благополучное скандинавское государство решило, что на спасение Амазонки таких денег не жалко